Писать объяснительную записку — это право работника, а не обязанность. 1
Некоторые ситуации, в которых могут потребовать написать объяснительную:
- сотрудник опоздал на работу или ушёл с неё раньше положенного; 1
- сотрудник не пришёл на работу, хотя уважительной причины у него не было (например, болезни); 1
- сотрудник занимался личными делами в рабочее время, и это сказалось на его эффективности; 1
- сотрудник не выполнил свои прямые обязанности (например, не сдал вовремя отчёт или не подготовил презентацию); 1
- сотрудник нарушил технику безопасности; 1
- сотрудник причинил работодателю материальный ущерб. 1
Отказ от написания объяснительной записки может привести к неблагоприятным последствиям, вплоть до увольнения. 5
Если сотрудник не хочет писать объяснение, он обязан сказать об этом начальнику. 2 Но отказ не может быть расценён как факт свершившегося по вине работника правонарушения. 2