Вклад Антона Макаренко в развитие педагогической теории и практики заключается в следующем:
Обогащение советской педагогики ценными идеями, методами и приёмами. 14 Например, система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога. 1
Новое толкование ряду педагогических вопросов. 1 Макаренко детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание). 1
Утверждение деятельностного характера воспитания. 5 Специфика которого не столько в разговорах и объяснениях, сколько в процессе организации жизни, деятельности и поведения детей. 5
Создание научно-организованной системы самоуправления. 5 Подход Макаренко к ученическому самоуправлению позволяет понять его как часть общего управления школой, как особый учебно-воспитательный процесс. 5
Концепция «проектировки» личности. 3 Суть которой — лаконичная формула «человек не воспитывается по частям». 3 Макаренко утверждал, что человек становится полноценной личностью в семье и коллективе. 3
Разработка образцов гуманной педагогики. 3 Главная задача педагога — не воздействовать на ребёнка, а содействовать его развитию, стимулировать верное направление этого развития, чтобы раскрыть силы и способности каждой детской личности. 3