Система Антона Макаренко не нашла широкого применения в современном образовании по нескольким причинам:
- Отсутствие поддержки официальной педагогики. moluch.ru Сторонники идей Макаренко не получали широкого развития и распространения из-за отсутствия руководящих установок «сверху». moluch.ru
- Недооценка роли продуктивного производительного труда в формировании личности. moluch.ru В массовом педагогическом сознании труд рассматривался как наказание или специальное средство для перевоспитания. moluch.ru
- Отсутствие форм организации постоянной занятости подростков. moluch.ru Преимущественно труд был сезонный, вспомогательный. moluch.ru
- Установка на то, что труд должен быть обязательно только творческим, интересным. moluch.ru Был нарушен дисбаланс в понимании единства «интерес — долг». moluch.ru
- Личностно-ориентированный подход и другие образовательные инновации. rvs.su Они ведут к уничтожению любых, даже самых малых групп. rvs.su Макаренко же был уверен, что детей делить нельзя и из каждого можно вырастить прекрасного человека. rvs.su
Однако есть мнение, что воспитательная система Макаренко универсальна и в основе её лежат не особенности времени, места и условий, а фундаментальные закономерности воспитания. cyberleninka.ru
Кроме того, отдельные элементы системы Макаренко, например организация производственного труда школьников, могут быть актуальны и в современном образовании. cyberleninka.ru Например, опыт Макаренко может помочь решить проблему профориентации в общеобразовательных учреждениях. chips-journal.ru