Система Антона Макаренко не нашла широкого применения в современном образовании по нескольким причинам:
- Отсутствие поддержки официальной педагогики. 3 Сторонники идей Макаренко не получали широкого развития и распространения из-за отсутствия руководящих установок «сверху». 3
- Недооценка роли продуктивного производительного труда в формировании личности. 3 В массовом педагогическом сознании труд рассматривался как наказание или специальное средство для перевоспитания. 3
- Отсутствие форм организации постоянной занятости подростков. 3 Преимущественно труд был сезонный, вспомогательный. 3
- Установка на то, что труд должен быть обязательно только творческим, интересным. 3 Был нарушен дисбаланс в понимании единства «интерес — долг». 3
- Личностно-ориентированный подход и другие образовательные инновации. 4 Они ведут к уничтожению любых, даже самых малых групп. 4 Макаренко же был уверен, что детей делить нельзя и из каждого можно вырастить прекрасного человека. 4
Однако есть мнение, что воспитательная система Макаренко универсальна и в основе её лежат не особенности времени, места и условий, а фундаментальные закономерности воспитания. 1
Кроме того, отдельные элементы системы Макаренко, например организация производственного труда школьников, могут быть актуальны и в современном образовании. 1 Например, опыт Макаренко может помочь решить проблему профориентации в общеобразовательных учреждениях. 2