Суть школы человеческих отношений заключается в следующем: проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. 1
Основные положения школы человеческих отношений:
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми; 1
- в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми; 1
- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждающим и контролирующим средствам влияния со стороны руководителя; 2
- работник эффективно выполняет распоряжение, только если руководитель сможет удовлетворить его социальные потребности и желание быть понятым. 2
Задача менеджмента компаний при таком подходе к управлению заключалась в развитии эффективных неформальных контактов внутри компании. 2 Исследования показали, что такого рода взаимодействие обладает весомой организационной силой. 2
Другие принципы школы человеческих отношений:
- человека надо уважать и рассматривать как часть коллектива; 2
- основная обязанность руководителя заключается в убеждении каждого подчинённого в том, что он — часть большого коллектива; 2
- руководитель должен рассказывать о своих рабочих планах подчинённым, обсуждать с ними поставленные цели и задачи, побуждать их участвовать в процессах планирования и принятия решений; 2
- в ограниченных пределах сотрудникам необходимо разрешить самостоятельно определять задачи и контролировать выполнение своих планов. 2