Роль учителя в системе развивающего обучения Л. В. Занкова заключается в организации учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. 3
Некоторые аспекты роли учителя:
- Создание условий для проявления познавательной активности учеников. 14 Для этого учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, создаёт проблемные ситуации, стимулирует учеников к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий. 12
- Ориентирование на уровень потенциальных возможностей ученика. 3 На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия, располагая их в зоне ближайшего развития ребёнка. 3
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. 12 Учитель обеспечивает на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между собой и учащимися. 1
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы. 2 Учитель поощряет стремление ученика анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. 2
В системе Занкова учитель становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем для учеников. 5