Основные отличия периодизации Д. Б. Эльконина от других возрастных классификаций заключаются в следующем:
- Идея постепенной смены типов ведущей деятельности. 35 Деятельность ребёнка на каждом конкретном этапе развития приводит к некоторым психологическим новообразованиям. 3
- Выделение двух линий развития. 1 Эльконин выделяет операционно-техническую и мотивационно-потребностную линии развития ребёнка. 1 Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов. 1
- Наличие четырёх основных критериев. 5 Это социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис и новообразования. 5 Социальная ситуация развития рассматривает внешние социальные условия, которые влияют на формирование определённых психических феноменов и отношений. 35 Ведущая деятельность описывает тип активности, который доминирует на данном этапе развития и имеет наибольшее влияние на детскую психику. 35 Кризис — это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. 5 Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития. 5 Новообразования — изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе. 5
Таким образом, периодизация Д. Б. Эльконина фокусируется на взаимодействии ребёнка с окружающими его предметами и взрослыми, рассматривая развитие через постепенную смену ведущей деятельности и появление психологических новообразований. 12