Основные отличия периодизации Д. Б. Эльконина от других возрастных классификаций заключаются в следующем:
- Идея постепенной смены типов ведущей деятельности. infourok.ru tehcoll.org Деятельность ребёнка на каждом конкретном этапе развития приводит к некоторым психологическим новообразованиям. infourok.ru
- Выделение двух линий развития. ru.ruwiki.ru Эльконин выделяет операционно-техническую и мотивационно-потребностную линии развития ребёнка. ru.ruwiki.ru Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов. ru.ruwiki.ru
- Наличие четырёх основных критериев. tehcoll.org Это социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис и новообразования. tehcoll.org Социальная ситуация развития рассматривает внешние социальные условия, которые влияют на формирование определённых психических феноменов и отношений. infourok.ru tehcoll.org Ведущая деятельность описывает тип активности, который доминирует на данном этапе развития и имеет наибольшее влияние на детскую психику. infourok.ru tehcoll.org Кризис — это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. tehcoll.org Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития. tehcoll.org Новообразования — изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе. tehcoll.org
Таким образом, периодизация Д. Б. Эльконина фокусируется на взаимодействии ребёнка с окружающими его предметами и взрослыми, рассматривая развитие через постепенную смену ведущей деятельности и появление психологических новообразований. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org