Суть периодизации психического развития по Эльконину заключается в следующем:
Ребёнка следует рассматривать в форме целостной личности, активно изучающей окружающий мир, состоящий из мира предметов и человеческих взаимоотношений. 3 Окружающий мир познаётся в двух системах: «ребёнок — вещь» и «ребёнок — взрослый». 3
Эти системы осваиваются через различные деятельности, подразделяемые на две группы: 3
Деятельности, позволяющие усваивать нормы человеческих отношений. 3 В них осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы. 3
Ведущие деятельности, которые способствуют формированию выработанных социумом способов действий с предметами. 3 Они приводят к развитию интеллектуально-познавательной сферы. 3
На любом возрастном этапе доминирует только одна из этих линий развития. 3
Эльконин выделил три обширных этапа развития: 1 раннее детство, детство и подростковый возраст. 1 Каждый большой этап делится на два периода, в которых поочерёдно сменяется ведущая деятельность ребёнка. 1 В каждый из периодов либо формируется эмоциональная составляющая и личные особенности, либо техническая сторона, навыки и интеллектуальная сфера. 1
Для характеристики каждого из периодов Эльконин ввёл несколько основных критериев: 1 социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис и новообразования. 1