Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности. 3
В основе теории лежит представление о существовании генетической зависимости между психическими операциями и внешними практическими действиями. 4 Это предполагает, что мышление ребёнка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). 4
Теория предусматривает ряд этапов, через которые проходит внешнее действие, постепенно превращаясь во внутреннее: 34
Влияние теории на развитие психики ребёнка заключается в том, что она упрощает процесс усвоения научных знаний, исключая этап проб и ошибок. 2 Также теория способствует автоматизации действий на высшем уровне, что сокращает время формирования навыков при повышении их качества. 4