В технологиях специального образования используются различные методы обучения и воспитания. 14
Методы обучения:
- Перспективные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств). 4
- Словесные (лекция, рассказ, беседа). 4
- Наглядные (демонстрация, иллюстрация). 4
- Практические (упражнения, опыты). 4
- Логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии). 4
- Гностические (организация и осуществление мыслительных операций — проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские). 4
- Самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами). 4
Методы воспитания:
- Информационные (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.). 1
- Практически-действенные (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.). 1
- Побудительно-оценочные (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). 1
В специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приёмов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. 4