Вклад школы человеческих отношений в развитие теории менеджмента заключается в следующем:
- Формирование нового взгляда на роль человека в организации. 1 В отличие от классической школы менеджмента, рассматривавшей работника как рациональное существо, движимое только экономическими интересами, школа человеческих отношений доказала важность социально-психологических факторов. 1
- Доказательство влияния неформальных отношений на эффективность работы. 1 Исследования школы выявили прямую связь между социальными условиями труда и его эффективностью. 1 Групповые нормы оказывают более сильное влияние на производительность, чем административные требования и материальные стимулы. 1
- Выявление роли социальных потребностей в трудовой мотивации. 1 Система мотивации работников должна включать в себя не только материальное вознаграждение и взыскания, но и моральные стимулы — похвалу, признание заслуг и другие. 3
- Разработка принципов гуманистического подхода к управлению. 1 Руководитель в концепции школы человеческих отношений выступает не столько как администратор, сколько как лидер и координатор. 1 Его главная задача — создать условия для самореализации работников и развития их потенциала. 1
- Создание основ современной организационной психологии. 1 Принципы теории человеческих отношений лежат в основе практики управления человеческими ресурсами в большинстве организаций мира. 3
Идеи школы человеческих отношений продолжают развиваться в современных концепциях управления персоналом, организационного поведения и лидерства. 1