Суть модели организационной культуры Эдгара Шейна заключается в описании структуры и содержания культуры через три уровня: артефакты, ценности, базовые представления. 1
Артефакты — поверхностный, материально выраженный уровень культуры. 1 Включает то, что можно увидеть и услышать в организации, зримые продукты деятельности. 1 К артефактам относятся лозунги, символика, язык, наблюдаемое поведение сотрудников, традиции, документы, сформулированные нормы организации и прочее. 1
Ценности — уровень культуры, который во многом предопределяет поведение, наблюдаемое на уровне артефактов. 1 Ценности в виде моральных и этических правил ориентируют человека и группу в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. 1 Инструментальные ценности могут содержать информацию о том, какие действия могут приводить к успеху, а какие — к неудаче. 1
Базовые представления — уровень мировоззренческих аксиом, не требующих доказательств, уровень представлений о мире и людях. 1 Это скрытый уровень, обнаружить который достаточно сложно, но именно он имеет наибольшее влияние на мышление, восприятие и поведение людей. 1
Модель организационной культуры Шейна предполагает, что организационная культура возникает в процессе адаптации организации к внешней среде и интеграции сотрудников. 5 Она предлагает устойчивые модели поведения, взгляды, способы преодоления трудных ситуаций, алгоритмы решения проблем, стили общения и лидерства и многое другое. 5