Вклад Михаила Николаевича Скаткина в теорию обучения и образования включает:
- Разработка концепции политехнического образования. 12 Учёный обосновал содержание, формы и методы обучения, сформировал первую отечественную научную школу педагогов-политехнистов. 1 Концепция основана на таких принципах, как соединение обучения с производительным трудом, обогащение содержания политехнического образования под влиянием научно-технического прогресса и другие. 2
- Создание учебно-методического комплекса по естествознанию. 12 В него вошли учебники по естествознанию и природоведению, учебные программы и методические пособия для учителей. 1 Комплекс построен на межпредметной основе и способствует формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира. 1
- Разработка дидактической концепции содержания образования. 12 Совместно с И. Я. Лернером учёный сформулировал и обосновал дидактическую концепцию содержания общего образования, классификацию принципов и методов обучения. 1 Также он разработал социально-педагогические и психологические основы формирования научного мировоззрения школьников в процессе изучения гуманитарных и естественно-научных предметов. 1
- Разработка культурологической теории содержания образования. 3 Вместе с другими учёными Скаткин разработал теорию, которая включает представления о социальном опыте человечества как источнике содержания образования, уровнях формирования содержания и его структурных элементах. 3
- Разработка теории конструирования учебных программ. 24 Скаткин одним из первых начал её разработку. 24 Также он выделил ряд новых принципов дидактики, в том числе принцип научности обучения, который впервые в отечественной дидактике был выделен как самостоятельный в 1950 году. 4
- Разработка фундаментального закона социальной взаимообусловленности и взаимосвязи воспитания, образования и педагогической науки. 1
Исследования Скаткина по фундаментальным проблемам дидактики легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. 4