Михаил Николаевич Скаткин внёс значительный вклад в развитие педагогики, среди его достижений:
- Разработка учебно-методического комплекса по естествознанию для начальной школы. 15 В него вошли интегрированные учебники, учебные программы и методические пособия для учителей. 15 Комплекс построен на межпредметной основе и способствует формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира. 1
- Разработка концепции политехнического образования. 12 Она основана на таких принципах, как соединение обучения с производительным трудом, обогащение содержания политехнического образования под влиянием научно-технического прогресса, взаимосвязь методов обучения и развития личности школьников и другие. 2 Скаткин сформировал первую отечественную научную школу педагогов-политехнистов. 1
- Разработка дидактической концепции содержания образования. 2 Совместно с И. Я. Лернером учёный сформулировал и обосновал эту концепцию, а также классификацию принципов и методов обучения. 12
- Разработка социально-педагогических и психологических основ формирования научного мировоззрения школьников. 1 Это произошло в процессе изучения гуманитарных и естественно-научных предметов. 1
- Разработка фундаментального закона социальной взаимообусловленности и взаимосвязи воспитания, образования и педагогической науки. 1
- Разработка теории конструирования учебных программ. 34 Скаткин одним из первых начал её разработку. 34
- Выделение принципа научности обучения. 34 Учёный выделил его как самостоятельный впервые в отечественной дидактике в 1950 году. 34
Исследования М. Н. Скаткина по фундаментальным проблемам дидактики легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. 34