Роль учителя в активизации познавательной деятельности учащихся заключается в том, чтобы создать условия для полноценного усвоения знаний, умений и навыков, развития умственных сил и творческих способностей учеников. 1
Некоторые аспекты роли учителя:
- Подбор методов и средств обучения. 2 Задача педагога — подобрать такие методы и средства, которые будут нацелены на получение продуктивного результата обучения. 2
- Создание учебно-познавательной атмосферы. 3 Для этого учитель может использовать, например, игровые, художественные, инновационные формы деятельности, постепенно возрастающую сложность учебных заданий. 3
- Использование проблемных методов обучения. 35 Учитель помогает найти верный путь решения, готов оказать помощь при возможных противоречиях и затруднениях. 3
- Организация самостоятельной осмысленной работы. 5 В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний. 5
- Работа с индивидуальными пробелами в знаниях учащихся. 5 Например, можно проводить работу по индивидуальным карточкам, вести запись ошибок в специальную тетрадь. 5
- Развитие у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности. 5
Таким образом, уровень познавательной активности учащихся во многом зависит от профессионализма педагога, его стиля деятельности, который обеспечивает оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика. 3