Принцип природосообразности в воспитании, по мнению Я. А. Коменского, заключается в необходимости строить модели воспитания и обучения во взаимосвязи с природой, учитывая факторы её воздействия. 1
Педагог считал, что человек как часть природы подчиняется её главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. 2 Методы и способы воспитания Коменский выстраивал по аналогии с этими законами, опираясь на свои наблюдения. 4
Некоторые основные идеи принципа природосообразности в воспитании по Коменскому:
- Зачатки образования, добродетели, свойств милосердия и сострадания, взаимопонимания закладываются в каждом человеке природой. 1 В ходе воспитания необходимо обратить внимание на способы их раскрытия и развития. 1
- У каждого ребёнка имеется определённый фундамент, на который опирается его развитие. 1 Он закладывается природой. 1 Невозможно создать личность, наделённую качествами, которые не заложены в ней от природы. 1
- Воспитание должно сводиться только к раскрытию природного потенциала личности. 1
- Верная воспитательная тактика сводится к раскрытию навыков понимания сути вещей, осознанного восприятия окружающей реальности, без вбивания в сознание каких-то слов и идей, которые непонятны ребёнку. 1
- В основе обучения и воспитания должно быть заложено раскрытие собственного взгляда на окружающий мир. 1 Система образования должна ориентировать детей на собственное исследование, собственные открытия и поиск своего пути развития. 1