Принцип природосообразности служит основой для построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. 1
Некоторые примеры влияния принципа природосообразности на развитие педагогической мысли:
- Я. А. Коменский впервые сформулировал принцип природосообразности и построил систему воспитания и обучения, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. 1 Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется её всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. 1
- Ж. Ж. Руссо считал, что воспитание ребёнка должно происходить сообразно природе. 1 Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путём внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. 1
- И. Г. Песталоцци считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причём это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. 1 Основной принцип воспитания, по Песталоцци, — это согласие с природой. 1
- А. Дистервег считал принцип природосообразности важнейшим принципом воспитания. 1 В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. 1
- К. Д. Ушинский предпринял попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности. 3 Он писал, что для воспитания и обучения ребёнка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребёнка. 1
- В. П. Кащенко развивал принцип природосообразности, подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании исключительных (с отклонениями в развитии) детей. 1
Таким образом, принцип природосообразности играет важную роль в учебно-воспитательном процессе и образует фундамент, на котором строится нормальное развитие подрастающего поколения. 4