Концепция «многостороннего интереса» в педагогической системе И. Ф. Гербарта заключается в том, что интерес является одновременно целью и результатом обучения, а также главным средством нравственного воспитания. 34
По Гербарту, интерес — основа характера, потому что он является начальной стадией процесса развития воли человека, проходящего через формирование намерений и завершающегося ответственным действием. 2
Понятие «многосторонности» Гербарт определял с объективной точки зрения как многообразие воспринятых представлений и предстоящих к восприятию в будущем, что составляет объективную часть характера человека. 3 С субъективной точки зрения — как качественную характеристику «многосторонне образованного человека» или субъективную составляющую его характера, представляющую синтез разнообразных «состояний духа»: мышления, чувства, стремления при сохранении целостности личности. 3
Гербарт выделял шесть видов интереса: 15
Первые три вида интереса развиваются при изучении предметов естественно-природного цикла, а остальные — гуманитарного. 5