Многофункциональность. {9-host} Библиотеки выполняют задачи культурно-просветительских, воспитательных организаций, информационных и научных центров. {9-host} Это меняет механизм хозяйствования и управления, требует осваивать новые услуги и компетенции, совершенствовать традиционные средства работы, поддерживать автоматизацию. {9-host}
Три уровня управления. {9-host} Высший уровень — администрация, дирекция. {9-host} Средний — заведующие отделами, которые заняты производственным процессом. {9-host} Линейные руководители — заведующие секторами, главные библиотекари — управленцы, которые по должности много взаимодействуют с коллективом. {9-host}
Применение разных моделей управления. spravochnick.ru В зависимости от типа библиотечной организации применяются разные модели управления. spravochnick.ru Например, линейная модель характеризуется прямым подчинением сотрудников руководителю и характерна для небольших учреждений. spravochnick.ru Линейно-функциональная (гибридная) модель сочетает в себе элементы линейного подчинения и функционального разделения труда, кода часть управленческих полномочий делегируется структурным подразделениям. spravochnick.ru
Использование различных принципов управления. krasnkolkult.krd.muzkult.ru К ним относят научность, системность, достижение соответствия действий субъектов управления особенностям объекта управления, обратную связь и другие. krasnkolkult.krd.muzkult.ru
Некоторые рекомендации по составлению должностных инструкций для заведующих библиотеками:
Учитывать основные направления деятельности. {6-host} Например, обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного, информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей. {6-host}
Определять необходимые знания и умения. {8-host} Заведующий библиотекой должен знать библиотечную статистику, внутренние регламенты и процедуры организации работы специалистов структурного подразделения библиотеки, локальные нормативные и методические документы библиотеки и другие. {8-host}
Формулировать должностные обязанности. {6-host} Они могут включать организацию работы библиотеки, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда, планирование работы библиотеки, организацию библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей и другие. {6-host}
Указывать права. {6-host} Например, самостоятельное определение содержания и формы своей деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой, участие с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета и другие. {6-host}
Устанавливать требования к квалификации. {8-host} Например, требовать высшее образование (бакалавриат) или высшее образование (непрофильное) (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности) или высшее образование (магистратура) и стаж работы в должности заведующего сектором, ведущего (главного) специалиста библиотеки не менее одного года. {8-host}
Устанавливать требования к ответственности. {10-host} Например, за ненадлежащее исполнение или неисполнение по своей вине служебных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников организации и другие. {10-host}
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.