Системно-деятельностный подход способствует развитию критического мышления следующим образом:
- Позволяет выстраивать систему деятельности всех субъектов образовательного процесса — педагогов, обучающихся, родителей. 1 Это даёт возможность развивать критическое мышление на основе активного включения в деятельность. 1
- Создаёт условия для включения обучающихся в активную познавательную деятельность с учётом их возрастных особенностей. 1 При этом актуализируется высокий уровень мыслительных операций. 1
- Формирует навыки работы с информацией. 2 У учащихся развиваются умения анализировать, выдвигать гипотезы, обобщать, проводить аналогии, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых проблем. 4
- Поощряет осмысленные дискуссии, обмен идеями и точками зрения. 4 Это способствует развитию критичности мышления. 4
Основа системно-деятельностного подхода — трёхфазовая структура урока: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии. 2 На стадии вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. 2 На стадии осмысления происходит непосредственная работа ученика с информацией, а на стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. 3