Системно-деятельностный подход в проектировании уроков — это способ организации образовательной деятельности, основанный на разностороннем развитии личности ребёнка, формировании у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности. 1
Некоторые особенности такого подхода:
- Отсутствие готовых знаний. 1 Ученики не получают знания в готовом виде, а учатся самостоятельно искать информацию, совершать открытия, проводить экспериментальную и творческую деятельность. 1
- Постановка проблемной ситуации. 1 Это активизирует исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. 1
- Формулировка темы, целей и задач урока учащимися. 3 Они самостоятельно определяют границы знания и незнания. 3
- Использование разнообразных форм и режимов работы. 2 Предпочтение отдается групповой, парной и индивидуальной работе, которые позволяют создавать эффективное образовательное пространство. 2
- Формирование универсальных учебных действий. 2 Они выступают основой образовательного и воспитательного процесса. 2
- Развитие навыков решения проблем. 5 Ученики критически осмысливают изучаемый материал и разрабатывают решения сложных проблем, с которыми они могут столкнуться. 5
Структура учебного занятия на основании системно-деятельностного подхода включает следующие этапы: 1
- Организация учебного занятия. 1 Начало занятия должно мотивировать учащихся к деятельности. 1
- Актуализация знаний учащихся. 1 Педагог напоминает о том, что изучалось ранее, оценивает трудности учащихся, которые связаны с изучением новой темы. 1
- Постановка цели учебного занятия. 1 Педагог ставит перед учащимися проблему, которую необходимо решить. 1
- Определение способа решения имеющейся проблемы. 1 Осуществляется совместная разработка способа решения поставленной на уроке задачи или проблемы. 1
- Закрепление нового знания. 1 Полученное знание повторяется, поясняется, комментируется и, при необходимости, аргументируется. 1