Процесс обучения глухих детей от рождения общаться проходит в несколько этапов: 2
- Развитие предречевых навыков общения. 2 Ребёнок овладевает речью в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым — во время кормления, умывания, одевания, посещения магазина, самостоятельной или совместной со взрослым игры, уборки и др.. 4 Для этого важно развивать у малыша умение смотреть на лицо взрослого, устанавливать совместное внимание на один предмет или действие, следовать за направлением внимания ребёнка, проявлять искренний интерес к его игре и действиям. 2
- Развитие способности анализировать речь. 24 В памяти ребёнка накапливаются образы разных звуков и слов. 2 Параллельно с этим развиваются навыки, необходимые для говорения: способность управлять своим голосом и повторять и произносить самостоятельно те звуки речи, которые он слышит в речи окружающих. 4
- Обучение чтению и письму. 1 Сначала детей обучают чтению слов, написанных на табличках. 1 Так называемое глобальное чтение (где единица чтения — слово) помогает детям довольно быстро пополнять словарный запас. 1 На этапе глобального чтения ребёнка уже обучают письму. 1
Для успешного развития ребёнка с нарушением слуха необходимо соблюдать ряд условий: ребёнок должен постоянно носить слуховой аппарат, аппарат должен быть правильно настроен, нужно обеспечить хорошие условия для восприятия звуков, дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые звуки, создать условия для общения ребёнка в разных ситуациях и для накопления у него положительного опыта в слушании и общении. 4