Пиктограммы можно использовать для развития связной речи у детей, например, для пересказа сказок или небольших рассказов. 34 Графические изображения помогают ребёнку разобраться в последовательности событий и выстроить план последующего рассказывания. 24
Несколько способов применения пиктограмм:
- Конструирование фразы. 1 Ребёнку предлагают рассмотреть пиктограммы с изображением объекта, процесса действия и необходимого для этого предмета. 1 Затем произносят фразу, соответствующую этим изображениям. 1 Ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза. 1
- Установление связи между изображениями предметов и их функцией. 1 Например, ребёнку предлагают соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. 12
- Выбор пиктограмм, относящихся к одной тематической группе. 12
- Поиск лишнего элемента. 1 Ребёнку показывают пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. 1 Ребёнок находит лишний предмет и показывает его. 1
- Поиск и исправление ошибки. 12 Ребёнку показывают пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагают ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку. 1
Также пиктограммы можно использовать для игр, например: «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», «Продолжи рассказ», «Расставь правильно», «Составь свой рассказ». 34
Использование пиктограмм способствует развитию высших психических функций, таких как мышление, воображение, память, внимание. 4