Разница между горизонтальной и вертикальной дифференциацией продуктов заключается в следующем:
Горизонтальная дифференциация предполагает, что разные потребители предпочитают разные продукты, когда стоимость этих товаров одинакова. 2 Этот вид дифференциации часто базируется на субъективных предпочтениях потребителей. 1 Продукты могут различаться по цветам, вкусам, размерам упаковки, но при этом быть абсолютно одинаковыми по набору функций и качеству. 1 Примеры: напитки в бутылках разного объёма, мобильные телефоны разных цветов, одежда с разными принтами. 1
Вертикальная дифференциация предполагает, что предпочтения всех потребителей согласованны, то есть все потребители купили бы один и тот же товар, если бы цены на все товары-субституты были одинаковыми. 2 В этом случае определяющими становятся иные факторы — прежде всего, качество и ключевые характеристики продукта, а также цена. 4 Примеры: автомобили разных классов, электронные устройства аналогичного назначения, но с разной производительностью, одежда, изготовленная из материалов разного качества. 1
Чаще всего дифференциация продуктов на рынке идёт одновременно по обеим схемам — и вертикально, и горизонтально. 4 Например, зонты отличаются по конструкции, материалу и качеству изготовления (вертикальная дифференциация) и по цвету (горизонтальная). 4