Отличие вертикальной и горизонтальной дифференциации на рынке товаров заключается в том, что при вертикальной дифференциации товары удовлетворяют одну потребность, а при горизонтальной — разные. 12
Вертикальная дифференциация связана с различием в характеристиках товаров, которые удовлетворяют одну потребность. 1 При выборе потребитель ранжирует продукты от лучшего к худшему по измеряемым критериям: цене, размеру упаковки, объёму продукта. 1 Например, когда покупатель выбирает телефон, ориентируясь на стоимость или объём встроенной памяти. 1
Горизонтальная дифференциация подразумевает, что товары удовлетворяют разные потребности. 1 Потребитель выбирает продукт исходя из собственных субъективных предпочтений, ранжировать продукты невозможно. 1 Например, когда потребитель выбирает между двумя похожими по характеристикам смартфонами разных брендов, модели отличаются только по дизайну и имиджу торговой марки. 1
Таким образом, при вертикальной дифференциации акцент делается на конкретной потребности покупателя, а при горизонтальной — на разных потребностях аудитории. 24