Основное отличие стратегического анализа от ситуационного при формировании бизнес-стратегии заключается в области изучения и поставленных задачах.
Стратегический анализ направлен на оценку ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации, а также на определение их влияния на стратегический выбор. 1 В рамках стратегического анализа изучают макроокружение компании: экономику государства, правовое регулирование, политические процессы, природные условия и ресурсы, социальные аспекты. 1
Ситуационный анализ фокусируется на том, что окружает предприятие — как снаружи, так и внутри. 2 В этом случае анализируют возможности компании, а также факторы, которые влияют на её развитие. 2 Ситуационный анализ позволяет, исходя из более глубокого понимания ситуации и динамики её развития, вырабатывать и принимать обоснованные управленческие решения, а также предвидеть возможное возникновение кризисных ситуаций и принимать своевременные меры по их предотвращению. 1
Таким образом, стратегический анализ охватывает более широкий спектр вопросов, связанных с макроокружением компании, в то время как ситуационный анализ фокусируется на ближайшем окружении фирмы (микроокружении). 34