Вертикальная диверсификация — это стратегия, при которой компания расширяет свою деятельность в направлениях, связанных с продвижением товара на рынок и его реализацией конечному покупателю (прямая вертикальная интеграция) или с поступлением сырья или услуг (обратная). 2
Некоторые преимущества вертикальной диверсификации:
- Возможность экономии. 2 Улучшается координация и управление, снижаются расходы на погрузку-разгрузку и транспортировку, легче собирается информация о рынке, сокращаются переговоры с поставщиками. 2
- Гарантия поставок. 2 Организация получает поставки в более жёсткие сроки и, наоборот, продажу продукции в периоды низкого спроса. 2
- Контроль над цепочкой создания ценности. 2 Компания контролирует большую часть цепочки, что даёт больше возможностей для дифференциации. 2
- Противодействие рыночной власти. 2 Вертикальная интеграция позволяет противостоять значительной рыночной власти поставщиков и покупателей. 2
- Технологические преимущества. 2 Организация получает лучшее понимание технологии, что может быть основополагающим для успеха деятельности и конкурентного преимущества. 2
Некоторые недостатки вертикальной диверсификации:
- Рост постоянных затрат. 2 Компания должна покрывать постоянные затраты, связанные с обратной или прямой интеграцией. 2
- Меньшая гибкость в принятии решений. 2 Это возникает потому, что конкурентное преимущество компании связано с конкурентоспособностью поставщиков или покупателей, включаемых в процесс интеграции. 2
- Препятствия для выхода. 2 Вертикальная интеграция повышает степень привязанности активов компании, их будет гораздо труднее продать в случае спада. 2
- Необходимость поддерживать в равновесии начальные и конечные этапы основной деятельности компании. 2
- Новые подразделения организации могут потребовать различных управленческих навыков. 2
Таким образом, вертикальная диверсификация, как и любая бизнес-стратегия, имеет свои преимущества и недостатки, и перед её применением необходимо тщательно взвешивать все аспекты. 5