Некоторые особенности вербального (словесно-логического) мышления в детском возрасте:
- Синхронность мысли и речи. 2 Мышление и речевая деятельность у маленьких детей практически синхронны. 2
- Использование слов в роли обозначения предметов, а не как отражение их существенных свойств. 1 Дошкольники мыслят наглядными образами и ещё не владеют понятиями. 1
- Способность выполнять основные логические операции посредством языка и речи. 1 К ним относятся обобщение, анализ, сравнение, классификация. 14
- Искание и установление связей между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира. 1
- Мышление приобретает характер связного рассуждения, независимого от непосредственных действий с предметами, в старшем дошкольном возрасте. 5
- Мысленное объединение предметов или явлений в группы по какому-либо признаку — это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности. 2
Для детей с общим недоразвитием речи характерны, например, такие особенности вербального мышления: затруднения при классификации, сравнении по двум и более признакам, обобщении группы предметов или конкретизации, трудности с установлением причинно-следственных связей и восстановлением последовательности событий. 3