Некоторые новые подходы к изучению психологических условий адаптации детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии:
- Рефлексологический подход. 2 Приспособление ребёнка к изменениям окружающей среды рассматривается как проявление адаптационных возможностей системы высшей нервной деятельности. 2 Исследователи объясняют продолжительный характер протекания адаптации наличием у малышей устойчивых динамических стереотипов — привычек, которые в условиях слабой подвижности нервных процессов с трудом подвергаются торможению и перестройке. 2
- Неофрейдистское направление. 3 В нём адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. 3 Современные психоаналитики используют введённые ещё З. Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» изменений и различают две разновидности психологической адаптации: 3
- Аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями. 3
- Аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (её структуры, умений, навыков и т. п.), с помощью которых она приспосабливается к среде. 3
- Концепция Ж. Пиаже. 3 Рассматривает адаптацию в биологии и психологии как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. 3
Также в отечественной психологии существует концепция педагогической поддержки и сопровождения, которая основывается на принципах педагогики сотрудничества и индивидуализации образования. 5