Развитие восприятия в онтогенезе происходит следующим образом:
- В первое полугодие жизни (1–6 месяцев) в условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми в восприятии ребёнка происходят значительные изменения. 1 Возникают активные поисковые действия: ребёнок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой (3–5 месяцев). 1 На этой основе возникают интерсенсорные связи между ориентировочными реакциями в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой, осязательной). 1 Ребёнок начинает воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. 1
- В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы (локомоций и манипулирования). 1 У детей появляется первая форма ведущей деятельности — предметно-манипулятивная. 1 Эта деятельность требует константности восприятия, которая постепенно и складывается. 1 Основным видом восприятия становятся воспроизводящие движения органов, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. 1
- Изменение восприятия у детей преддошкольного (1–3 года) и дошкольного (3–6/7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). 1 На ранних этапах этого периода (1–4 года) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей. 1 Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и свойства высшей психической функции (произвольность и осознанность). 1
- В процессе обучения ребёнка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов: 2
- Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. 2
- На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. 2
- На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определённые свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. 2 При этом в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения. 2
Ко времени поступления в школу структурные особенности восприятия нормально развитым ребёнком окружающих предметов уже полностью сформированы. 4