Концепция линий развития Анны Фрейд объясняет неравномерность развития у детей тем, что прогрессивное развитие всегда идёт сразу по нескольким путям, которые разворачиваются разными темпами и в разные сроки. 5
Фрейд утверждала, что каждая фаза развития ребёнка — результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. 2 При этом важно не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями. 2
Например, Фрейд выделила линии телесной независимости («от сосания к рациональному питанию», «от пелёнок к контролю за кишечником», «от отсутствия самообслуживания до принятия ответственности по уходу за телом») и линии формирования социальных отношений («от эгоцентричности к партнёрству или дружбе», «от тела к игрушке», «от игры к работе»). 24
Фрейд считала, что грубая дисгармония в развитии может предрасполагать к тяжёлой психопатологии, неврозам и невротическим расстройствам личности. 1