Влияние Константина Ушинского на развитие русской педагогической мысли заключается в следующем:
- Ушинский заложил научный фундамент русской педагогики, сделал её наукой. 5 Он впервые объединил в педагогике достижения различных наук, осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке. 5
- Ушинский впервые сделал образование сферой общественной инициативы, заявил об ответственности педагогики перед обществом и об ответственности общества за дело образования. 5
- Ушинский обосновал идею народного воспитания, которая послужила основой для создания оригинальной русской педагогики. 2 Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние на последующие поколения педагогов. 2
- Ушинский разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил конкретные правила к их реализации на практике. 4 Он обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. 23
- Ушинский создал концепцию развивающей деятельностной педагогики, которая во многом предвосхитила появление «деятельностного подхода» и теории «развивающего образования» в отечественной психологии и педагогике XX столетия. 5
Современники рассматривали Ушинского как «отца русской педагогики». 1 Педагогические идеи Ушинского оказали огромное влияние на последующее развитие русской педагогики. 4 Приверженцами его теорий были Н. Корф, И. Паульсен, В. Стоюнин, В. Водовозов, Н. Бунаков, И. Ульянов (отец В. И. Ленина). 4