Вклад Николая Добролюбова в развитие русской педагогической мысли заключается в следующем:
- Критика действующей системы воспитания. 12 По мнению Добролюбова, она убивала в детях «внутреннего человека», отчего они вырастали неподготовленными к жизни. 1
- Разработка учения о содержании и методике учебной и воспитательной работы. 13 Также он учёл воспитательное значение учебных предметов, воспитание самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, сущность сознательной дисциплины. 1
- Сформулировка основных направлений нового типа воспитания. 23 Оно было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. 2
- Пропаганда необходимости учитывать в воспитании законы развития ребёнка. 1 Добролюбов настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны быть у передового человека. 1
- Принципиальная позиция о полной отмене любых физических наказаний. 4 Педагог-гуманист был убеждён, что наказание должно соответствовать характеру проступка. 4
Педагогические мысли Николая Добролюбова оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России. 1