Вклад Л. С. Выготского в развитие дефектологии заключается в том, что он заложил теоретическую базу этой науки, её научные основы, которые актуальны до сих пор. 1
Некоторые достижения учёного:
- Выдвинул идею о первичной и вторичной природе дефекта. 12 Выготский считал, что необходимо различать отклонения, которые ведут к задержке развития аномального ребёнка. 12 Первичные дефекты обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные формируются в процессе жизни ребёнка в социуме и могут быть предотвращены и откорректированы. 1
- Разработал теорию компенсации. 15 Учёный утверждал, что всякий дефект создаёт стимул для выработки компенсации. 1
- Выдвинул положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребёнка. 14 Выготский считал, что коррекционная деятельность должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших. 3
- Ввёл понятие «зоны ближайшего развития». 24 Это расхождение между уровнем существующего развития ребёнка и уровнем потенциального развития, которого он способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. 2
- Разработал принцип коррекционно-воспитательной работы. 1 По мнению Выготского, исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей должно быть частью общей воспитательной работы, осуществляться в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности. 1
- Уделял внимание проблеме правильного отбора аномальных детей в специальные учреждения. 45 Современные принципы отбора: всестороннее, целостное, динамичное, системное и комплексное изучение ребёнка, уходят своими корнями в концепцию Выготского. 45
Таким образом, Л. С. Выготский разработал новую теорию аномального развития ребёнка, которая совершила революцию в дефектологии и на которой сейчас построена коррекционная педагогика. 3