Вклад Л. С. Выготского в развитие теории психологии искусства заключается в следующем:
- Определение сферы интересов психологии искусства. 1 По мнению учёного, в неё должно входить влияние готового произведения искусства на человека, на его эмоциональную жизнь независимо от личности творца и безотносительно к читателю. 1
- Поиск возможности объективного исследования произведения искусства. 1 Учёный рассматривал художественное произведение как совокупность эстетических знаков, направленных на возбуждение эмоций в людях, и пытался на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. 1
- Определение искусства как «общественной техники чувств». 1 Под этими словами Выготский подразумевал, что искусство является общественным способом выражения своих чувств и эмоций. 1
- Определение основного метода движения художественного произведения — «противочувствования». 3 Это движение навстречу друг другу двух противоположных эстетических реакций, которое порождает конфликт, неминуемо долженствующий быть разрешён. 3 Точкой разрешения Выготский определяет катарсис. 3
- Определение назначения искусства: это обезличенная общественная техника, позволяющая найти ответы на все вопросы, волнующие человека, получить эмоциональный опыт без переживания личного опыта. 3
Эти идеи изложены в работе Л. С. Выготского «Психология искусства». 34