Работы Л. С. Выготского имели большое значение для возрастной психологии, так как способствовали тому, чтобы эта наука стала полноценной и имела свой предмет, метод и закономерности. 3
Некоторые достижения Выготского и их влияние на возрастную психологию:
- Разработка учения о возрасте. 3 Учёный рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется местом в общем цикле развития. 5 Выготский предложил возрастную периодизацию, где подробно раскрыл ценность каждого возраста. 5
- Введение исторического принципа. 3 Выготский первым применил категорию развития к исследованию явлений, что означает изучение в движении. 3
- Исследование соотношения обучения и развития. 2 Учёный критически рассмотрел предшествующие подходы к решению этого вопроса, теоретически обосновал положения о ведущей роли обучения для развития. 2 Ввёл понятие «зона ближайшего развития» и разработал процедуру её диагностики. 2
- Изучение возрастных кризисов развития. 2 Выготский предложил новую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. 2
- Исследование роли социальной среды. 1 Учёный ввёл термин «социальная ситуация развития», который описывает специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его действительностью. 1
Таким образом, Выготский в значительной степени предопределил развитие детской практической психологии. 5 Его идеи помогают осмыслить острые и противоречивые проблемы современного образования. 5