Некоторые различия между культурно-исторической теорией и деятельностным подходом в психологии личности:
Культурно-историческая теория (автор — Л. С. Выготский) рассматривает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. 2 Развитие мышления и других психических функций происходит через использование ребёнком «психологических орудий», путём овладения системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счёта. 3 В качестве основного принципа рассмотрения развития Выготский берёт принцип историзма: психические реалии рассматриваются в происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического периода. 1
Деятельностный подход (представители: А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин и другие) рассматривает личность, её формирование и развитие с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. 25 Согласно этому подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включён человек, и тем личностным смыслом, которым он наполняет эти виды деятельности. 2 Общий принцип подхода в том, что внутренняя психическая деятельность возникает из практической деятельности и имеет то же строение. 1
Таким образом, культурно-историческая теория фокусируется на роли культуры и социальной среды в развитии личности, а деятельностный подход — на активности человека и роли деятельности в формировании личности.