Теория коллективного воспитания А. С. Макаренко заключается в идее воспитания личности через коллектив. 5 Главной целью при этом является формирование личностных качеств, развитие товарищеской солидарности и взаимопомощи подростков. 5
Некоторые принципы теории:
- Каждый коллектив отличается конкретной системой возможностей и ответственности, соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. 2
- Любой человек может вступить в общество через коллектив. 2
- Важное место в воспитании занимает самоуправление. 2 Большую роль играют традиции, обычаи, ценности и стиль взаимоотношений, которые были сформированы в коллективе. 2
- Каждый коллектив имеет определённую цель, которую нужно выполнить. 2 Педагог руководит коллективом и направляет его к цели. 2
- Макаренко обращал много внимания на трудовое воспитание. 2 Он считал, что необходимо давать детям в школе и семье не разовые поручения, а долговременные. 2 Только так можно приучить ребёнка к ответственности за выполненную работу. 2
- В теории воспитания Макаренко хорошо проработал соотношение дисциплины и режима. 2 Он считал, что для каждого ребёнка должно быть отдельное наказание или поощрение. 2 Только так они смогут выполнять воспитательную функцию. 2
Важнейшим положением теории является «параллельное воздействие» — одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника. 4