Основная идея воспитания по И. Ф. Гербарту заключается в формировании добродетельного человека, у которого гармонически сочетаются воля с этическими идеями и который уважает установленный правопорядок и умеет приспосабливаться к различным явлениям в обществе. 23
Основными путями достижения этой цели Гербарт считал управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание. 3
Управление призвано подавить «дикую резвость» ребёнка, которая ему присуща от рождения. 3 Цель управления — обеспечить внешний порядок и стать предпосылкой воспитания. 3
Воспитывающее обучение рассматривается как основное средство воспитания. 15 Представления и понятия, составляющие его содержание, одновременно служат источником чувств и желаний воспитанника. 4
Нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребёнка, направляя его чувства, желания, поступки. 1