Концепция «Педагогики общей заботы» И. П. Иванова направлена на духовно-нравственное становление и развитие личности воспитанника. 2
Некоторые аспекты концепции:
- Цель воспитания — улучшение окружающей жизни посредством изменения себя. 2
- Воспитание рассматривается как этапно-циклический процесс развёртывания всех видов воспитательной заботы. 2
- Основное средство методики воспитания — коллективные творческие дела (КТД) практической направленности. 2 Они предусматривают коллективную организацию, творческий характер и ценностное выражение в окружающем образовательном пространстве. 2
- Важнейшая задача воспитания — формирование заботливого отношения к себе и окружающим людям. 4
- Ребёнок, по мнению И. П. Иванова, — не субъект воспитания, а субъект жизни, её преобразователь. 4
- Общение и деятельность в концепции протекают на паритетной основе: личность старшего или более опытного не возвышается над личностью младшего или менее опытного, не подавляет его своим превосходством и авторитетом. 2
В основе концепции — понятие «забота», которое выступает как педагогическая ценность, объединяющая людей и ставящая каждого в активную позицию в самовоспитании. 12