Вклад Ираиды Сергеевны Якиманской в развитие педагогической психологии заключается в разработке концепции личностно-ориентированного обучения. 24 Она нацелена на построение учебно-воспитательного процесса, базирующегося на условиях для раскрытия и поэтапного развития индивидуальных качеств личности. 4
Согласно концепции И. С. Якиманской, каждый ученик — индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. 2 Роль обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности этого опыта, создать условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей ученика. 1
Также И. С. Якиманская создала теорию, которая указывает на возможность возникновения и действия внутренних механизмов развития, создаваемых самим обучающимся в процессе обучения и самостоятельной познавательной деятельности. 1