Разница между синхронным и диахронным подходами в словообразовании заключается в том, что первый фокусируется на текущем состоянии языка, а второй изучает изменения в словообразовательной системе в исторический период. 14
Синхронное словообразование выделяет и характеризует словообразовательные единицы, существующие одновременно. 2 При таком подходе анализируют правила и закономерности, с помощью которых создаются новые слова в современных контекстах. 1 Например, в слове «рубаха» выделяют корень «рубах» и окончание «а» и говорят, что это слово непроизводное. 1
Диахронное (историческое) словообразование занимается анализом и изучением словообразовательных единиц, существующих в различные промежутки времени. 2 При таком подходе устанавливают время и способ образования производного слова, изучают развитие его словообразовательной структуры и связей. 3 Например, с точки зрения диахронного словообразования слово «рубаха» является производным, так как образовано от слова «руб». 1
Таким образом, синхронный подход изучает современное состояние языка, а диахронный — историческое развитие слов и их значений. 1