Разница между авторитарной и гуманной педагогикой в воспитании детей заключается в подходах к формированию личности и взаимодействию с учениками. 12
Авторитарная педагогика основана на принципах подавления личности, монотонного заучивания материала, что лишает обучающегося способности рассуждать. 23 Некоторые особенности:
- Педагог единолично решает все вопросы деятельности ученика и всего коллектива в целом, определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. 2
- Ученики не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом. 2
- Общение реализуется с помощью диктата и опеки. 2
- Отказ ученика повиноваться может привести к конфликтной ситуации. 2
- Успеваемость обучающихся рассчитывается исходя из формальных оценок. 2
- Личность и индивидуальность, мотивы обучающегося оказываются вне стратегии взаимодействия (не принимаются во внимание педагогом). 2
Гуманная педагогика основана на уважении к личности ребёнка. 2 Учитель старается понять и признать внутренний мир каждого ученика, разговаривает с ребёнком на равных. 2 Некоторые особенности:
- «Педагогика сотрудничества»: учитель стремится сделать ребёнка добровольным и заинтересованным соратником. 2
- «Педагогика ненасилия»: воспитание миролюбия, уважения к жизни и здоровью других людей, терпимости. 2
- «Диалоговая педагогика»: эмоциональная открытость и доверие к другому человеку. 2
- «Педагогика успеха»: педагогический процесс строится по принципу «лестницы успеха», каждая ступенька которой — это достижение ребёнком определённой цели. 2
- «Педагогика свободы»: направлена на конструирование внутреннего мира ребёнка как культурного и независимого субъекта. 2
Таким образом, авторитарная педагогика ориентирована на подавление личности, а гуманная педагогика — на её самореализацию. 3