Отличие образовательной ситуации от других форм организации учебного процесса заключается в её особенностях:
- Образовательная ситуация предполагает взаимодействие как минимум двух или больше участников. 1 Каждый из них может создать неопределённость, внести инициативу, использовать личный опыт, выступить внешним фактором для остальных. 1
- В образовательной ситуации появляется образовательный результат (продукт). 24 Он может быть как материальным (коллаж, поделка, рисунок, рассказ, экспонат для выставки), так и нематериальным (образ, новое знание, отношение, идея, переживание). 2
- Образовательная ситуация конкретизирована относительно времени её начала и окончания, а также места в образовательном процессе. 1
Таким образом, отличие образовательной ситуации от учебной ситуации в том, что это не просто учебное задание и совокупность условий окружающей среды, а сценарий взаимодействия субъектов — педагогов и обучающихся по поводу определённого содержания образования для выполнения задач образования. 1