Особенности развития дошкольной педагогики в России:
- В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. 9 Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. 9
- В 1917 году дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования. 8
- В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания», в основу которой положены четыре основных принципа дошкольного образования России: гуманизация, основы гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе. 1
- В 1992 году был принят Закон РФ «Об образовании», который определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности. 1
- В 90-е годы в связи с демографическими и социальными проблемами резко сократилось число детей от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения, и численность педагогических работников. 1 Возникла необходимость в разработке новых программ, которые были бы направлены на личностно-ориентированное воспитание детей. 1
- В XXI веке глубокие изменения во всех сферах жизни потребовали преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования. 1 В качестве приоритетных утверждаются социальные ценности: человек, свобода, счастье. 1
Особенности развития дошкольной педагогики за рубежом:
- В каждой стране имеются свои особенности устройства дошкольного этапа обучения, которые определяются спецификой национальных традиций страны, политикой государства в сфере образования, уровнем социально-экономического развития страны. 2
- В США система дошкольного образования характеризуется созданием условий для обучения детей любого уровня развития. 2 Нормальные дети обучаются вместе с детьми, имеющими какие-то отклонения в развитии. 2
- В Китае система дошкольного образования является одной из самых развитых и социально ориентированных. 2 В учреждениях ДОУ уделяется внимание сохранению здоровья ребёнка, его физическому и психическому развитию. 2
- В Японии система дошкольного образования характеризуется акцентированием внимания на диагностировании талантов ребёнка и поддержании его здоровья. 2 Физической активности уделяется большое внимание. 2
- В Швейцарии обучение в детских садах начинается с четырёх-пяти лет. 2 Обучение в них реализуется по двум ведущим концепциям: развивающее обучение Монтессори и концепция Фребеля, ориентированная на умственную подготовку ребёнка к школе. 2
- Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и учёбы. 7 О нём заботятся местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица. 7