Шарль Мишель де Л’Эпе внёс вклад в становление сурдопедагогики как науки следующим образом:
Установил существование жестового языка. 1 В 1760 году он наблюдал пару глухих близнецов, общавшуюся с помощью жестов. 1
Разработал систему обучения (так называемый мимический метод). 34 В ней использовались различные речевые средства — словесная речь (в основном письменная, но также и устная) и язык жестов. 3
Открыл первое в мире специальное учебное заведение для глухих — Парижский институт. 34 В нём получило сурдопедагогическую подготовку значительное число учителей, которые впоследствии внедрили метод Л’Эпе в практику обучения глухих в разных странах. 4
Изложил свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих в книгах «Обучение глухонемых посредством методики знаков» (1776 год) и «Истинный способ обучения глухонемых, подтверждённый опытом» (1784 год). 3