Основные этапы эвристического метода обучения:
- Подготовительная стадия. 12 Планирование занятия, подготовка заданий и описание условий или ситуации по теме предмета, повторение пройденных материалов или изучение рекомендованной литературы. 2
- Реализационная стадия. 2 Введение учащихся в условия занятия, задания или ситуации, порождение дискуссии, координация движения подопечных с учётом плана занятия. 2 На этом этапе происходит анализ ситуации, рассуждение, генерирование идей и их обоснование. 2
- Итоговая стадия. 2 Подведение общих итогов, констатация цели и полученного результата, оценка достижений и результатов, их сопоставление с целью занятия. 2
Также технология эвристического обучения включает ещё несколько шагов: 3
- Диагностика уровня развития личностных качеств, необходимых для разных видов деятельности. 3
- Фиксирование учениками фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы. 3 Например, ребёнок фиксирует объекты — книгу, само произведение, биографию автора. 3
- Выстраивание личного отношения ученика к теме. 3 Ребёнок делает вывод, как он относится к автору, что думает о произведении и о предмете в целом. 3
- Планирование учеником индивидуальной учебной деятельности. 3 Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора собственного образования: формулирует цель, прогнозирует итоговые эвристические продукты и формы их презентации, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 3
- Одновременная реализация индивидуальной и коллективной образовательных программ. 3 Например, каждый поставил себе программу по изучению произведения, при этом учитель свёл их в единый план. 3
- Рефлексия. 3 Ребёнок проговаривает, чему научился, что узнал, что взял с собой в другие области, что понравилось, а что нет, что можно доработать. 3