В основе воспитательной системы школы диалога культур лежат, в частности, следующие принципы:
- Диалог как форма организации обучения и принцип содержания науки. 1 Диалог позволяет определить суть и смысл усваиваемых понятий. 1
- Проекция на образовательный процесс особенностей культуры и мышления различных эпох. 1 Например, античное мышление трактуется как образное, для Средневековья актуальны откровение и причащение, в Новое время акцент делается на рационалистичность, в современности подчёркивается релятивизм и отсутствие единой картины мира. 1
- Использование «точек удивления» и загадок бытия. 1 Под ними подразумеваются «узелки» в сознании ребёнка, где можно формировать основные опорные элементы предметов школьного цикла. 1
- Формирование неповторимого взгляда на мир. 3 В диалоге с учителем и одноклассниками каждый формирует свою позицию, усваивая современную культуру как наследницу предыдущих культур. 3
- Процесс обучения строится на спиральном возвращении мысли в исходное начало. 3 Основная цель курса обучения и воспитания в школе диалога культур — формирование исторически определённых и логически обоснованных начал. 3