В современном контексте педагогики для решения проблемы отчуждения могут использоваться следующие программы:
Личностно-ориентированный образовательный процесс. 5 Предполагает ориентацию на выявление, раскрытие и реализацию личностного потенциала учащихся, исходя из природного потенциала каждого ребёнка. 5
Применение гуманитарных технологий взаимодействия «учитель-ученик». 1 С их помощью учитель может создавать условия открытости в оценках, свободы мнений, добрые отношения, построенные на диалоге, осуществлять содействие ученику в его самореализации и развитии. 1
Обновление содержания образования и изменение логики проектирования учебного содержания. 1 Включает разработку ситуационных учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с интересами учащихся, построение междисциплинарных (надпредметных) программ. 1
Формирование потребности в учении. 4 Необходимо определить смысловую наполненность содержания учебных дисциплин, цели обучения и ценности участников образовательных отношений. 4
Системно организованная работа сотрудников образовательных организаций. 4 Может включать работу на этапе адаптации к учебной деятельности и в дальнейшем. 4
Важно учитывать, что решение проблемы отчуждения может быть индивидуальным и зависеть от конкретных обстоятельств и потребностей учащихся.