Некоторые основные инструменты познания, которые используются в научной деятельности:
- Наблюдение. 15 Целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. 1
- Эксперимент. 15 Обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. 1
- Анализ. 1 Метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения. 1
- Синтез. 1 Противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. 1
- Дедукция. 1 Метод, основанный на переходе от общего знания к частному. 1
- Индукция. 1 Метод, основанный на переходе от частного знания к общему. 1
- Аналогия. 1 Метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях. 1
- Моделирование. 1 Метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели. 1
- Абстрагирование. 1 Метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые учёный считает несущественными. 1
- Идеализация. 1 Метод, с помощью которого учёный мысленно создаёт абстрактные объекты, не существующие в действительности. 1
- Формализация. 1 Уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. 1
- Математизация. 1 Использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. 1
Кроме перечисленных методов, существуют ещё и узкоспециальные методы, которые носят специфический характер и разрабатываются, и применяются в рамках определённых научных дисциплин. 4