Некоторые этапы развития грамматической структуры речи в детской онтолингвистике, описанные А. Н. Гвоздевым: moluch.ru
- Период слов-корней («голофразы») (конец первого года жизни). moluch.ru Ребёнок формирует предложения, которые состоят из одного или нескольких слов-корней. moluch.ru
- Период усвоения грамматической структуры предложения (второй год жизни). moluch.ru Происходит формирование первых грамматических форм, флексий, служебных слов. moluch.ru
- Период появления простых распространённых предложений, сложных бессоюзных предложений, сложных союзных предложений (третий год жизни, младший дошкольный возраст). moluch.ru
- Период дальнейшего развития и совершенствования синтаксической структуры, придаточных предложений времени, причины, места (средний и старший дошкольный возраст). moluch.ru
Также выделяют несколько этапов второго периода, который длится с 1 года 10 месяцев до 3 лет: prepod.nspu.ru nsportal.ru
- Формирование первых форм слов (1 год 10 месяцев — 2 года 1 месяц). nsportal.ru Ребёнок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. nsportal.ru
- Использование системы флексий для выражения связей слов (2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев). nsportal.ru Характерная черта детской речи — стремление к унификации основы различных форм слова. nsportal.ru
- Усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 месяцев — 3 года). nsportal.ru Ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. nsportal.ru
В период с 3 до 7 лет происходит систематизация морфологической системы. prepod.nspu.ru Дети учатся склонять и спрягать слова по всем правилам, начинают различать падежи, времена, роды, числа, используют сложные предложения. prepod.nspu.ru Постепенно исчезают аграмматизмы и формируется устойчивая речевая норма. prepod.nspu.ru