Некоторые этапы развития грамматической структуры речи в детской онтолингвистике, описанные А. Н. Гвоздевым: 2
- Период слов-корней («голофразы») (конец первого года жизни). 2 Ребёнок формирует предложения, которые состоят из одного или нескольких слов-корней. 2
- Период усвоения грамматической структуры предложения (второй год жизни). 2 Происходит формирование первых грамматических форм, флексий, служебных слов. 2
- Период появления простых распространённых предложений, сложных бессоюзных предложений, сложных союзных предложений (третий год жизни, младший дошкольный возраст). 2
- Период дальнейшего развития и совершенствования синтаксической структуры, придаточных предложений времени, причины, места (средний и старший дошкольный возраст). 2
Также выделяют несколько этапов второго периода, который длится с 1 года 10 месяцев до 3 лет: 14
- Формирование первых форм слов (1 год 10 месяцев — 2 года 1 месяц). 4 Ребёнок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. 4
- Использование системы флексий для выражения связей слов (2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев). 4 Характерная черта детской речи — стремление к унификации основы различных форм слова. 4
- Усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 месяцев — 3 года). 4 Ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. 4
В период с 3 до 7 лет происходит систематизация морфологической системы. 1 Дети учатся склонять и спрягать слова по всем правилам, начинают различать падежи, времена, роды, числа, используют сложные предложения. 1 Постепенно исчезают аграмматизмы и формируется устойчивая речевая норма. 1